суббота, 4 августа 2012 г.

о новых грамотностях в сетевом обучении



в тренингах, я работала с компетенциями. к термину компетенции привыкали все с трудом. хорошо дело шло в москве. тут отставать нельзя. хуже в регионах. даже сейчас еще не все понимают и умеют работать с ними.

в новом образовательном измерении появляется новый термин - грамотности. мне он понятен. он даже чем то похож на корпоративные компетенции. или даже корпоративные ЗУНы. тут тоже надо что то знать, что то уметь и "навыковать" всем вместе. всем сотрудникам одной компании. и требования выдвигаются тоже всем.

разница в том, что корпоративные компетенции - общие. как например - настойчивость в достижении цели. а грамотности конкретные. это навыки, разделяемые всеми. как например, использовать компьютерные игры в обучении) .

не все требования новые. Если мы говорим о грамотностях в учебном процессе, то навык

подготовки к учебному процессу нужен как в очном обучении, так и в виртуальном пространстве. просто в разных мирах - разные инструменты. и следовательно, уметь работать необходимо с разными инструментами. Так если в школе работают с досками, то в цифровом обучении работают с экранами. и в первом случае необходим навык работы с наглядными бумажными материалами. а во втором с цифровыми изображениями.

Принципиально новыми мне кажутся следующие грамотности:
  • визуальная грамотность, как то умение подать материал; используя инфографику; разбираться (уметь читать) материал, предоставленный через инфографику; знать основые принципы визуализации информации и т.д.
  • письменная грамотность (не знаю как можно назвать) - изложение своих мыслей письменно: умение грамотно письменно излагать свои мысли; уметь писать кратко, умение писать подробно, знать на какой платформе лучше писать, уметь корректировать текст в зависимости от аудитории и т.д.Писать надо много, понятно, доступно и везде. Цифровое пространство требовательно к этой грамотности. за счет нее расширяется круг пользователей, коллег, учеников. 
  • критическое потребление - потреблять информацию сквозь призму критического мышления, фильтровать информацию (Иван Травкин). информации огромное количество. и обязательное новое требование - умение работать не просто с большим массивом информации, а умение критически оценивать эту информацию. критически выбирать ту информацию, которую надо будет использовать в обучении.

Пы,Сы.
прошу прощение за отсутствие ссылок. не сложилось еще привычки сохранять ссылки. видно это тоже можно отнести к новым грамотностям)))




2 комментария:

  1. Чтобы убрать белый текст, выделите все и выполните команду "вырезать". Затем нажмите Ctrl+Shift+V для того, чтобы снова вставить текст БЕЗ форматирования. Списки придется снова сделать списками и подчеркивание вернуть вручную. Зато не будет белых полос!

    Отличный пост! Меня спрашивали о разнице между грамотностями Рейнголда и привычными нам компетенциями. Я думаю, что основное отличие заключается в том, что компетенции профессионально ориентированы, а грамотности в сумме образуют некую гражданскую грамоту -- достояние всего общества.

    ОтветитьУдалить
  2. Иван, спасибо, не первый раз выручаете))

    по поводу разницы - тут очень тонкая грань. скорее всего и компетенции могут быть общими. например, компетенция налаживать контакты. сейчас без нее никуда :) в обычном обучении - это умение находить людей, располагать их к себе, поддерживать связи.
    в виртуальном мире все также: грамотность "налаживать контакты" - это умение находить людей, располагать к себе, поддерживать связь.

    опять-таки - отличаются они инструментами. налаживание контактов осуществляется при помощи разных средств коммуникации.

    и заметьте мы по-русски даже можем сказать- он ГРАМОТНО умеет налаживать связи. не зависимо от того, где осуществляется это умение.


    что же касается грамотностей в том контексте, в котором мы с вами его понимаем - скорее всего это навыки в определенной (сетевой) среде. Все когда-то учились работать в MS Word. и затем это стало общим обязательным навыком. все когда то впервые вышли в интернет, и теперь это стало общим обязательным навыком.
    и если этот процесс рассматривать как и другие грамотности, о которых мы с вами говорили в обучении, то да - тогда и умение работать в ворде и писать блоги - можно отнести к определенной гражданской грамоте - то есть без этого в скором времени ты вряд ли будешь успешен, и минимум, что тебе надо уметь и делать - это обладать навыками 21 века.

    ОтветитьУдалить